Конференция — Инновационные формы проведения спортивно – массовых мероприятий во внеурочное время

Инновационные формы проведения спортивно – массовых мероприятий во внеурочное время.

Главной функцией внеурочных форм занятий является создание благоприятных условий для воспитания привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Характерной чертой внеурочных форм занятий является их добровольность. Поэтому, организаторы должны заботиться о том, чтобы вызвать у студентов заинтересованность ими. Это достигается, прежде всего, их высокой эмоциональностью. Очень важно, чтобы каждый студент мог проявить себя в них, не зависимо от уровня своей подготовленности. По нашему мнению, уровень педагогического мастерства преподавателя в большей степени проявляется в процессе организации внеурочных форм занятий. Если студенты охотно посещают внеурочные занятия, это означает, что преподаватель в совершенстве овладел методами и приёмами их проведения.
В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации современного образования выступают инновации. Инновация (от англ. Innovation) – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Инновациями не могут быть любые новшества, а лишь те, которые серьёзно повышают эффективность действующей системы.
Педагогическая инновация – это, прежде всего, учет положительного опыта прошлых лет, на основе которого осуществляется деятельность, выходящая за пределы установленных норм с целью улучшения её результатов. По нашему мнению, такой взгляд на педагогическую инновацию довольно рационален, так как многое оказывается хорошо забытым старым. Идея – это новая комбинация старых елементов. Нет новых елементов – есть только новые комбинации.
Целью нашего семинара сегодня является ознакомление с новейшими формами внеурочных форм занятий, а также детальное рассмотрение тех форм, занятия которыми возможны в сложившихся современных условиях.
В последнее время, как в европейских странах, так и в США, большую популярность приобретает широкое использование фитнес — технологий. Ориентация физического воспитания на фитнес приобретает все большее число сторонников. Предпринимаются активные попытки внедрения соответствующих фитнес — программ и технологий в систему физического воспитания, в том числе в школах, вузах и других учебных заведениях. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Баланс — аэробика — это многофункциональная тренировка, которая способствует не только увеличению физической силы, но и развивает ловкость, гибкость и координацию, улучшает осанку и укрепляет вестибулярный аппарат, а также это контроль человека над собственным телом, что является неотъемлемой частью гармоничного развития. На занятиях баланс аэробики активно используются балансировочные диски, балансиры, балансировочные платформы и подушки. Балансировочные доски имеют различную форму и размеры.
Сайкл — аэробика – это в первую очередь высокоинтенсивная кардиотренировка. Ею занимаются на специальном велотренажере (спидбайке), который, собственно, называется сайклом. Сайкл относится к разряду экстремального фитнеса — нагрузка дается колоссальная. Поэтому данный вид тренировок рекомендуется для людей с крепким здоровьем.
Скай Джампинг — фитнес-программа сравнительно новая для нашей страны, хотя и была разработана еще 13 лет назад. Украина присоединилась к программе только в 2012 году, однако благодаря мгновенному эффекту от занятий фитнес на батутах сумел вызвать большой ажиотаж как среди новичков, желающих иметь хорошую форму, так и среди опытных инструкторов. В классическом варианте тренировка длится 55 минут — половина времени отводится кардионагрузке, а около 20 минут — на определенные силовые упражнения и растяжку.
Также существенно повышает интерес к занятиям использование нового инвентаря и оборудования. К числу наиболее популярного относят: амортизаторы и эспандеры, штанги, гантели, гири для аэробики, фитболы и медболы (медболы сделаны из цельной резины. Их выпускают разного веса от одного кг до семи кг.)
Петли TRX (Total Body Resistance Exercise) — снаряд необычный, но хорошо себя зарекомендовавший и быстро набравший популярность в фитнесе. Прообразом первого TRX стали парашютные стропы. TRX петли — это уникальное изобретение американской компании Fitness Anywhere, разработанное для тренировок американской армии и спецназа. TRX — это мобильное и компактное устройство, позволяющее тренироваться относительно полноценно в любых, даже самых сложных, условиях — как в тренажерном зале, так и на улице, в гостиничном номере, под крылом истребителя или на пляже турецкого отеля. Лишь бы было куда прицепить петли. Сам снаряд легко помещается в небольшую сумку и вполне по карману даже студенту.
С помощью функциональных петель TRX и собственного веса вы можете тренировать все основные группы мышц. Использование собственного веса обеспечивает безопасность этого снаряда. Функциональные петли TRX крепятся на двери специальным съёмным крепежом, что делает их удобными для использования на дому.
TRX петли развивают различные физические качества. Также в результате тренировок заметно возрастает физическая подготовленность, подвижность суставов, улучшается работа вестибулярного аппарата. Основным плюсом данной системы можно назвать то, что тренирующийся работает исключительно со своей массой, без необходимости прибегать к дополнительным нагрузкам, что убирает вертикальное давление на поясницу и позвоночник. Функциональные петли хороши и тем, что их можно рекомендовать для использования спортсменами всех возрастов и уровней подготовленности.
Еще одним очень удобным, крайне простым и достаточно эффективным, а от того и широко распространенным, инвентарем для занятия фитнесом является бодибар, прототипом которого стала гимнастическая палка. Бодибары удобны как для индивидуальных тренировок фитнесом или аэробикой, так и для групповых занятий. Они просты в эксплуатации, не требуют от занимающихся каких-либо предварительных или дополнительных навыков и подготовки. Как правило, тренера используют бодибары трех видов, различающихся по своей массе: двенадцать, девять и шесть килограмм. К результатам занятий с бодибаром относят: исправление осанки; укрепление мышц плеч; укрепление мышц рук; развивается выносливость, координация движений; увеличивается ловкость.
Данные технологии, безусловно, представляют большой интерес, однако оборудование для их реализации на практике довольно дорогостоящее. В современном же ВУЗе все чаще встает вопрос о проведении массовых спортивных соревнований, которые можно было бы организовывать без каких – либо материальных затрат на их проведение. Желательно чтобы все, что необходимо для соревнований находилось в любом спортивном зале. При этом, чтобы в них могли участвовать не только подготовленные в спортивном отношении студенты, но и те, кто не занимается спортом, те, которые по своему физическому состоянию, своей комплекции не может активно двигаться и контактно соперничать с другими. Словом, нужно найти такую форму массовых спортивных соревнований, при которой в соревнованиях могли участвовать практически все без ущерба своему здоровью. Необходимо также чтобы, чтобы желающие подготовиться к соревнованиям могли самостоятельно найти для этого место, например, где – нибудь на стадионе, на дворовых спортивных площадках или доступных для них спортивных залах. Также для систематизации итогов соревнований необходима простота и полная открытость итогов, невозможность субъективной ошибки судей при оценке результатов. Хорошо, если бы результаты уже проведенных соревнований стимулировали дальнейшее развитие участников, способствовали желанию продолжать тренировки для более успешного выступления в будущем.
В условиях практической реализации сказанного можно рекомендовать в каждом ВУЗе, учитывая их традиции, пожелания и наклонности студентов, методическую ориентацию преподавателя физической культуры, материальную базу, природные условия, разработать такую систему мероприятий, которая даст наилучший результат. Поэтому характеристику различных форм физического воспитания, которая предлагается далее, не стоит рассматривать, как обязательную к исполнению, а только как возможность использовать те формы, которые повысят интерес к занятиям физкультурной направленности.
Повышению интереса к занятиям во внеурочное время способствует и занятия неолимпийскими видами спорта, многие из которых получили широкое распространение как за рубежом, так и в нашей стране. Среди них такие виды спорта как туризм, спортивные и бальные танцы, аквабайк, пумсе (направление тхеквондо), роллерспорт, пляжный футбол, быльярдный спорт, стритбол и другие. В студенческой же среде одним из самых доступных и востребованных стал черлидинг.
Черлидинг – вид спорта, который представляет собой гармоническое сочетание зрелищных видов спорта: акробатики, гимнастики и элементов танцевального шоу. При этом спортсмены одеты в яркие костюмы, используют инвентарь: помпоны, мячи, обручи, флаги. Сегодня этот вид спорта развит более, чем в 40 странах мира. По некоторым данным общее число спортсменов в мире превышает 6 млн. чел. За последний четыре года этот вид спорта сделал огромный шаг вперед. Также черлидинг стал популярным студенческим видом спорта, допуская к участию в соревнованиях не только спортсменов – разрядников, но и новичков, которых среди студентов большинство. Черлидинг по праву можно считать инновацией в физическом воспитании студентов.
Ещё одним из видов занятий кардионаправденности, не требующих дополнительного оборудования, можно считать зумбу и тай – бо.
Зумба (англ. Zumba) – танцевальная фитнесс – программа на основе латинских и мировых ритмов. Автором стал Альберто Перес, фитнесс – инструктор из Колумбии. Зумба – фитнесс – это глобальный мировой бренд, котрому удалось объединить фитнесс, развлечения и культуру в единое целое, одной волнующей танцевальной тренировкой. Классы зумба подразумевают фитнес – вечеринку и сочетают в себе зажигательнейшие мировые ритмы с простой в исполнении хореографией, что позволяет обеспечить эффективную тренировку всего тела. Многообразны классы зумба: зумба – степ, аква – зумба, зумба – голд (программа, адаптированная для людей старшего возраста), зумба – кидс (для детей в возрасте от 4 до 11 лет), зумбини (от 0 до 3 лет), зумба фитнес – пати (путешествие по танцевальным ритмам всего мира).
Тай – бо – основной особенностью данной системы является многогранность, которой не найти ни в одном другом виде фитнеса. Это фитнесс программа, которая объединяет в себе элементы аэробики, танца, бокса и философию восточных боевых искусств. В некотором смысле Тай – бо является единением Востока и Запада, он вобрал в себя всё лучшее из столь непохожих друг на друга спортивных культур. Фитнесс программа Тай – бо идеально подходит как для мужчин, так и для женщин. На занятиях по Тай – бо развивается ловкость, гибкость, улучшается работа сердца, уходит лишний вес, раскрываются внутренние резервы организма и поднимается настроение. И свё это наряду с изучением и пониманием основ самообороны – вот в чём заключается уникальность фитнес системы Тай – бо.
Что касается занятий силового характера, то одной из эффективных и в то же время доступных форм сегодня является КроссФит.
CrossFit – программа силовых упражнений, конечной целью которой является улучшения общей физической формы, реакции, выносливости и готовности к любой жизненной ситуации, требующей активных физических действий. Эта система подходит любому человеку вне зависимости от его опыта, навыков и возраста. Изначально данная программа была разработана для сотрудников спецподразделений и полицейских, а сегодня она адаптирована для всех. В настоящий момент существует более 2,500 спортивных залов, связанных с глобальной системой обучения CrossFit. В программе комбинируются такие виды деятельности как: бег (спринтерские забеги), гребля (на специальных тренажерах), прыжки (со скакалкой или на препятствия), залезание по канату, работа со свободными весами (гантели, гири, штанга), упражнения на кольцах, кантование покрышек (огромных) и многие другие. По программе КроссФит работают тысячи сертифицированных залов по всему миру. Так же многие пожарные департаменты, силовые структуры, органы правопорядка включают КроссФит в программу подготовки личного состава. КроссФит входит в программу подготовки Вооруженных Сил Канады, а также Королевского Лейб-Гвардейского Полка Дании.
Многие исследователи, ориентированные на модернизацию системы физического воспитания, подчеркивают необходимость широкого использования игровых форм организации физкультурно-спортивной деятельности и таких простейших, как подвижные игры.
Одним из вариантов таких массовых спортивных общедоступных соревнований может стать, например, «Конкурс штрафных бросков» или «Конкурс снайперов», основанный на элементарном баскетбольном элементе. Баскетбольный мяч или баскетбольное кольцо есть во всех больших и маленьких спортивных залах, а также на большинстве уличных спортивных площадок и на общественных стадионах. В некоторых городах стритбольные стойки доступны прямо в общественных местах, например в парках. Участник должен забить как можно большее количество бросков подряд с линии штрафного броска. Существует большая вариативность проведения данного конкурса, можно менять количество попыток, точек броска, правила подсчета очков, но принцип массовости и в то ж время высокого профессионализма все равно останется.
Футволей – командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола. Играют в футволей 2 х 2 на площадках для пляжного волейбола. Запрещено касаться мяча руками, перебрасывание мяча через сетку производится исключительно ногами. Высота сетки варьируется в зависимости от турнира, обычно это 2, 2 метра. Принято играть либо один сет до 18 очков, либо три до 15 очков. Данная игра – отличный способ разнообразить тренировки по футболу и совершенствовать обработку и приём мяча. Сегодня футволей настолько популярен в мире, что собирает не одну тысячу зрителей на Азиатских играх, а для его рекламы привлекаются звёзды большого футбола — Фернандо Торрес, Лео Месси и Френк Лэмпард.
Ещё одной разновидностью подвижных игр является футбольный бильярд. Для игры в футбольный бильярд используется набор гандбольних мячем и особая гибридная площадка с шестью лузами – воротами, забивать в которые можно только с отскока одного мяча от другого. Площадка для футбольного бильярда производится по специальному проекту. Она представляет собой модульную конструкцию размерами 3,2 х 6 м. и высотой 0,5 м. Для её установки необходимо помещение размерами не менее 7 х 4 м. Количество игроков, занятых в одной партии, колеблется в пределах от 2 (1 х 1) до 6 (3 х 3). Правила футбольного бильярда во многом схожи с правилами бильярдной «Свободной пирамиды» или «Американки» (разновидности русского бильярда), с той лиш разницей, что управляться с мячами надо не кием, а при помощи своих ног. На игровом поле существут специальная разметка, которая также регламентирут особенности данной игры.
В среде студенческой молодежи для привлечению внимания к какому — либо событию, в том числе к спортивному, все большую популярность приобретает ещё одна форма двигательной активности — танцевальный флеш – моб (от англ. Flash — вспышка, mob — толпа) – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте и выполняют заранее оговоренные действия. Мобберы скрываются в толпе, иногда в костюмах, один из них включает музыку, под которую заранее подготовили танец, по несколько человек выходят из толпы и начинают танцевать.
На всём протяжении истории человечества девиз «Хлеба и зрелищ!» никогда не терял своей актуальности. Поэтому театр физического воспитания стал неотъемлемой частью спортивного шоу. Задачей театра физического воспитания является подготовка специальных программ, связанных с национальными/клубными традициями участников соревнований. Постановки театра физического воспитания можно использовать в качестве художественного пролога с элементами театрально – хореографических решений для создания определенного настроения у участников и зрителей, обращение внимания на величие конкретного вида спорта и национальные традиции. Подготовка спортивных шоу – программ в театре физического воспитания является современным видом внеурочной работы и представляет собой комплекс разнообразных развлекательных эпизодов для болельщиков, гостей и, иногда, участников соревнований. Постановка театра физического воспитания может длиться около 10 минут и выполняет главную задачу: концентрация внимания всей зрительской аудитории, акцент на значимости спортивного события, создание экспозиции для парада участников соревнований и официальной части церемонии. Именно шоу — программы направлены на создание специфической атмосферы на соревнованиях и добавляют необходимый градус настроения в среде болельщиков.
Высшей формой внеурочных занятий учащихся являются самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Выбор предмета самостоятельных занятий определяется индивидуальными интересами, способностями, конкретной ситуацией в физкультурном движении, условиями жизни и модой на те или иные физкультурные увлечения. Достижения современной науки и компьютерных технологий раскрывают огромные возможности для самостоятельных занятий.
Так, например, в сети Интернет представлен огромный выбор видео — программ, в которых инструктора проводят тренировки по различным видам в режиме on – line (реального времени). И, даже не имея средств для посещения фитнес – клубов, все желающие могут принять участие в этих занятиях.
Компания Nike разработала мобильное приложение Найк трейнин клаб для айпадов и айфонов, которое выполняет функцию вашего тренера всегда и везде. Приложение имеет 60 различных функций и критериев, что дает возможность выбирать интенсивность и продолжительность тренировки. Продолжительность может быть 15, 30 и 45 минут. По интенсивности программы: для похудения, для поддержания формы и силовая подготовка. Приложение дает пошаговую инструкцию с видео приложением (более 90 роликов). В приложении есть сообщения от звезд спорта, которые стимулируют к занятиям. Мария Шарапова – результат тренировки для похудения очевиден. Дженет Дженкинс – президент ассоциации голливудских тренеров, поздравляет тех, кто открыл для себя её 15 – минутную тренировку.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что для того, чтобы процесс физического воспитания в ВУЗе был на более высоком качественном уровне, и его главной целью являлась всесторонне гармоническое развитие личности студентов, необходимо включать передовые педагогические технологии в учебно – воспитательный процесс в высшем учебном заведении. В связи с этим руководителям физического воспитания рекомендуем:
1. Дополнить теоретическую часть учебной программы по физической культуре теоретическими знаниями о новых видах физкультурно – оздоровительной деятельности для повышения интереса к физической культуре и спорту.
2. Включать информационные технологии на лекциях и методико – практических занятиях по физическому воспитанию (лекции – презентации, просмотр видеоинформации, видеоэкскурсий)
3. Разработать программу по применению нетрадиционных средств физического воспитания в ВУЗе (пилатес, йога, тай – бо, зумба, КроссФит).
4. Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями (составление студентами индивидуальных программ, совместное обсуждение на занятиях проблем коррекции фигуры и оздоровления с помощью нетрадиционных методик).
5. Педагогу физической культуры постоянно совершенствовать свои знания, умения и двигательные навыки, а также быть компетентным в области применения новых видов физического воспитания (участие в фитнесс – конвенциях, обучающих семинарах).